Библиотека, читать онлайн, скачать книги txt

БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА

МЕЧТА ЛЮБОГО


Базовые теории воспитания

Базовые теории воспитания и развития личности от Кати Бураковой Название теории Представители Основные факты Понятия и методы Закономерности развития Критика + - Теория рекапиту­ляции Базовые теории воспитания Стэнли Холл 1844-1924 Распространение закона Геккеля относительно периода эмбрио-генеза на весь онтогенез, в том числе на развитие психики. Игра ребёнка — необходимое упраж­нение для полной утраты рудиментарных и бесполезных функций. Развитие рисунка отражает стадии развития изобрази­тельного творчест-ва в истории человечества. Параллели между страхами ребёнка и эпохами человече­ской истории. Страх — воспоминание о прошлом предков. Простота и лёгкость объяс­нения закономерностей онтогенеза. Сторонники теории рекапи­туляции пытались рассмот­реть развитие поведения, когнитивной сферы, эмоционально-личностной сферы как краткое воспро­изведение стадий развития животных и человеческих предков. Дьюи и Монтессори — система «свободного воспитания ребёнка» 1 Выявлены более сложные отношения между филогенезом и социогенезом. Шмальгаузен — В филогенезе проис­ходит перестройка эмбриогенеза. Опускание решающих момен­тов развития. Перестройка онто­генеза и эмбрио­генеза: изменяется порядок развития органов. Выготский — а Нельзя отождествлять онто- фило- и социо­генез, т. Иной тип развития — культурный. Нельзя отрицать роль обучения и воспитания в обучении ребёнка. Рубинштейн объяснял параллели между онтогене-зом и социогенезом сходством логики познания. Выделял различия между онтогенезом и социогенезом - в роли морфо-физиологических условий развития, - труда производство материальной и духовной культуры- речи кристаллизация общественно-исторического опыта. Холл не учёл факторов среды и научения опыта. Теория конверген­ции наследственности и среды Уильям Штерн 1875-1938 Задатки — наследственный «потолок» развития. Свойства — реализованные задатки. Биологизаторство, преувеличение роли наследственности. «Теория трёх базовые теории воспитания развития» Карл Бюлер 1879-1963 Созревание структур мозга автоматически проводит к базовые теории воспитания новой формы поведения Развитие поведения и психики ребёнка проходит те же 3 стадии, что они проходят у животных: 1 Инстинкт 0-6мес. Базовые теории воспитания Теория речевого онтогенеза. Среда виляет базовые теории воспитания запуск врождённых структур мозга. Лурия — Психические функции имеют не точную, а системную локализацию. Интенсивное функциониро­вание ускоряет развитие у новорожден­ных условный рефлекс на положение кормления формируется при незрелой коре БП. Универсальные законы научения: 1 Закон готовности 2 Закон эффекта подкрепления 3 Закон упражнения Биологизаторство. Нет учёта активности субъекта. Недостаток метода «жетонов»— базовые теории воспитания обмен благами. Альберт Бандура р1925 Научение приравнивается к развитию. Способность подражания зависит от уровня развития базовые теории воспитания процессов. Социальное подражание — имитация поведения социальных моделей. Используется викарное косвен­ное подкрепление. Этапы научения новому поведению: 1 Разъяснение модели поведения. Условия научения: 1 Когнитивные процессы — восприятие, мышление, память. Классический психоанализ Зигмунд Фрейд 1856-1939 Постулат инфантильной сексуальности: Принцип удовольствия—принцип реальности Человеку врождены два рода влечений: 1 Эрос 2 Танатос аутоагрессия б внешняя агрессия Психическое развитие обусловлено органически, зафиксировано наследственно и может наступить без всякой помощи воспитания. Наследственность — ведущий фактор, определя­ющий влечения и принцип регуляции психической деятельности. Принцип регуля­ции психической деятельности: 1 Принцип удовольствия 2 Принцип реальности Эрос — влечение к жизни, сексуаль­ное влечение. На­делено энергией либидо, характери­зуется сексуальными це­лями и объектами. Танатос — влечение к смерти, обеспечивающее равновесие природы. Структура личности: Оно Id Я Ego Сверх-Я Super - Ego Эрогенная зона — сексуальная цель, часть тела, взаимо­действие с которой доставляет удовольствие. Сексуальный объект — базовые теории воспитания, на которого направлена энергия либидо. Линии развития личности: 1 Сексуальных целей и объектов 2 Структуры личности idego базовые теории воспитания, super - ego 3 Защитных механизмов · Вытеснение · Регрессия · Уход · Реактивная формация · Проекция · Идентификация · Изоляция · Замещение · Рационализация Активность возникает тогда, когда нарушается гомеостаз. Сексуальное вле­ чение наделено энергией либидо. Либидо составляет энергию чело­ веческой активности, определяющей достижения человечества и ос­ нову его развития. Психическое развитие обусловлено органи чески, зафиксировано наслед­ственно и может наступить без всякой помощи воспитания. Воспитание выступает как проти­воборствующий наследственности фактор, однако базовые теории воспитания развития предопределена развитием сексуальности, обусловлен­ной наследственностью. Противостояние среды и наследственности не может изменить стадии развития ребёнка, понимаемые Фрейдом как ста­ дии развития сексуальности: 1 Оральная а Инкорпоративная б Садистическая 2 Анальная а Садистическая б Ретентивная 3 Фаллическая 4 Латентная 5 Генитальная Развитие в 18 лет не заканчивается. Базовые теории воспитания постулата инфантильной сексуальности и наследствен-ности влечений. Ранняя концепция интеллекта Жан Пиаже 1896-1980 ранний Прямая связь мышления и речи. Базовые теории воспитания речь не выполняет коммуникативной функции, а является «аккомпанементом» к деятельности. Метод клинической беседы Эгоцентризм — познавательная позиция, занимаемая субъектом отношении мира, когда явления и объекты рассматриваются только по отношению к себе. Децентрация — разделение субъекта и объекта Соположение — неспособность к синтезу Синкретизм — восприятие с помощью глобальных образов без анализа. Тенденция связывать всё без разбора. Партиципация - закон сопричастия «от меня зависит всё вокруг» Анимизм - всеобщее одушевление Артификализм — понимание природных явлений как продуктов человеческой деятельности. Трансдукция — переход от частного к частному минуя общее. Предпричинность — неспособность к установлению причин. Ассимиляция — включение субъектом объекта в свою активность путём наложения схем действия. Аккомодация — изменение субъектом схем действия в соответствии со свойствами объекта. Операция — интериоризиро-ванное действие, скоординированное в целостную систему с другими действиями и обладающее свойствами базовые теории воспитания Обратимость — базовые теории воспитания сохранение основных свойств объекта и обеспечивается системностью действий, координацией прямого и обратного действий. Группировка — закрытая и обратимая система в которой все операции подчиняются 5 критериям: 1 Ассоциативность 2 Обратимость 3 Комбинативность4 Обща я идентичность 5 Специальная идентичность Развитие мышления ребёнка — смена умственных позиций, переход от аутизма через эгоцентризм к децентрации. Выготский: а Стадия аутического мышления не может быть исходной. Является косвенным базовые теории воспитания выражения мысли ребънка. Аутическое мышление — не исходная стадия. Необходим учёт практической деятельности. Детерминанты развития интеллекта: 1 Принцип равновесия 2 Биологической созревание 3 Активность субъекта 4 Социальный опыт не во все периоды Интеллект — базовые теории воспитания операций. Функция интеллекта — адаптация субъекта к среде на основе равновесия ассимиляции и адаптации. Ассимиляция обеспечивает сохранность структур. Аккомодация — их развитие. Главные стадии развития познавательных процессов, или периоды интеллектуального развития: 1 сенсомоторный интеллект базовые теории воспитания рождения до 2 лет а Центрация на собственном теле 0-8 мес б Объективация практического интеллекта 8 мес - 2 года 2 дооператорный интеллект 2 — 7 лет а Символическое мышление 2-4 года б Интуитивно-наглядное мышление 5-8 лет конкретные операции 7—9 — 10—11 лет а Простые операции 7-10 лет б Сложные операции 10-11 лет 3 формальные операции 11—12 — 15 лет и так далее 1 Биологи-ческий и логический редукционизм. Я Гальперин и другие : - Базовые теории воспитания механизмов перехода от стадии к стадии. Теория созревания Арнольд Базовые теории воспитания 1880-1961 1 Метод объективного наблюдения. Саморегуляция — способность организма поддерживать общую целостность и динамическое равновесия. Индивидуальная психология Альфред Адлер 1870-1937 Анализирует отношения семьи и ребёнка в формировании личности ребёнка. Человек — целостная саморегулирующая система. Каждая личность характеризуется стилем жизни. Развитие как самоопределение, развитие — выход из своей организмической оболочки. Источник развития — неполноценность органов ребёнка. Характер человека складывается под воздействием его «жизненного стиля» и системы целенаправленных стремлений, сложившейся в детстве, в которой организуется потребность в достижении превосходства, самоутверждении как компенсации комплекса неполноценности. Развитие личности зависит от того, каким образом компенсируется комплекс неполноценности. Ключевые принципы: 1 Чувство неполноценности и компенсация. Пережив травму рождения, ребенок испытывает на себе враждебность мира, нуждается в безопасности. У человека есть врожденные потребности, а не влечения: 1 Потребность в удовлетворении 2 Потребность в безопасности При неудовлетворении этих потребностей происходит формирование базальной тревоги и невротической потребности в любви и принятии. Акцент падает на зрелые возраста. Коллективное бессознательное — универсальные архетипы — врожденные модели, первичные модели, определяющие поведение. Процесс индивидуации — процесс становления зрелой личности. Архитип — определённая наследуемая структура психического, заставляющая переживать и реализовывать жизненный опыт определённым образом. Анима — женское начало в мужчине. Анимус — мужское начало в женщине. Персона маска — социальная роль человека, вытекающая из общественных ожиданий и обучения в раннем возрасте. Тень — Бессознательное противоположность того, что индивид утверждает сознательно. Самость — воплощение целостности и гармонии. Мудрец — Жизненная мудрость и зрелость. Бог — Конечная реализация психической реальности, спроецированная на внешний мир. Бессознательное: - коллективное - личностное 2. Сознание Сознание — производная от бессознательного. Комплексы возникают когда какая-то сфера опыта приобретает автономный характер и не подчиняется сфере контроля. Отсутствие детских кризисов развития. Теория объектных отношений Маргарет Малер 1897-1985Дональд Вудс Винникотт 1896-1971Хайнц Кохут 1913-1981 -Малер:- Развитие Я происходит через установление отношений с означенными людьми инетриоризация этих отношений. Первоначально Эго младенца фрагментарно, не завершено. Формирование базовые теории воспитания через базовые теории воспитания с близким взрослым. Отношение матери и ребёнка — сотрудничество. Благодаря матери ребенок знакомится с миром и развивается. Мать находится в специфическом состоянии, у нее обострение чувствительности к нему. Self — сущностное ядро личности. Сэлфобъекты — это люди из ближайшего окружения ребенка чаще всего мать и отецудовлетворяющие его потребности в личностном росте. Грандиозная Самость — нормальная эксгибиционистская Самость младенца, в структуре которой преобладают переживания беззаботности и средоточия всего бытия Виртуальная Самость — идеальный образ будущего Я ребенка. Грандиозно эксгибиционистская Самость — желание младенца ощущать свое величие и совершенство, потребность в том чтобы родители восхищались ребенком,потребность в идеальном имаго и потребность в альтер-эго. Идеальное имаго — идеализированный родительский образ -Малер:- Стадии: 1 Аутистическая фаза: 0-2 мес Состояние переживания своих внутренних процессов. Смысл стадии — безопасный сноподобный базовые теории воспитания ребенка в мир. Происходит развитие эмоционального образа взрослого. Ребенок приобретает черты самостоятельной автономной личности. Субфазы: базовые теории воспитания Субфаза рождения6 — 10 мес, как бы вылупляется из базовые теории воспитания. Начинает выделять наиболее близкого взрослого, базовые теории воспитания отношение. Игра в куку, прятки. Пытается установить наиболее комфортные отношения. Мать или другой взрослый приобретают стабильность и устойчивость. Мир становится надежным и предсказуемым. Предоставляются возможности для развития индивидуальности. Стадия интеграции: мать и ребенок — единое целое. Младенцу свойственны омнипотентные потребности. Воплощены в стремлении ребенка установить контроль над матерью — покусывание груди. Положительный вариант: Мать умеривает активность ребёнка — развитие Я Отрицательный вариант: Быстрое отлучение от груди — слабое В 2 года возникает ядерная Самость устойчивая организация психических структурна основе которой развивается связная Самость взрослого человека. Не рассматривается развитие после 2 3 лет. Эго-психология Анна Фрейд 1895-1982 Продолжительная зависимость ребёнка от взрослого Воспитание ребёнка с первых дней жизни. Развитие как переход от максимальной зависимости базовые теории воспитания автономии. Эго-психология Эпигенетический подход Эрик Эриксон 1902-1994 Главное содержание процесса развития личности — процесс становления эго-идентичности. Параметры идентичности: 1 Самотождественность-внут. Отождествление себя со своим делом. Эпигенез — наличие целостного врожденного плана, определяющего основные стадии развития органов, лич. Развитие — процесс преодоления закономерно возникающих на каждой возрастной стадии психосоциальных кризисов. Модус стадии развития — способ функционирования личности, её образ действия и отношение к миру. Развитие человека рассматривается на протяжении всей жизни и не останавливается на юношестве. Эпигенетический принцип определяет последовательность стадий развития личности. Развитие определяется взаимодействием 3-х линий: 1 Соматическое развитие личности 2 Психосоциальное начало выполнения социальных ролей 3 Психо-сексуальное центральное содержание-развитие эго-идентичности Групповая идентичность - формируется благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребёнка ориентировано на социум, в котором он живёт культурная среда. Суть кризиса в выборе между альтернативными путями развития — формирование позитивного новообразования либо деструктивного, мешающего становлению эго-идентичности. Кризис осуществляется в радиусе значимых социальных отношений. Общество предлагает ритуализации, имеющие общедоступное значение, сочетающие устойчивость и повторяемость с определённой новизной. Ритуальные действия сохраняются на протяжении всей жизни человека, приобретают новые формы.



copyright © prime21.ru