Библиотека, читать онлайн, скачать книги txt

БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА

МЕЧТА ЛЮБОГО


Характеристика подвижных игр

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДВИЖНЫХ ИГР И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ Дата добавления: 2014-11-18; просмотров: 31; лекция была полезна: 0 студентам у ; не полезна: 0 студентам у ; Читайте также: J9 к жизни. Лесгафт подчеркивал качественные особенности игры, требующей от играющих сознательности действий и умения управлять своими движениями. Требования к играющим формируют характер. Все это, по мнению Лесгафта, способствует воспитанию гармо­нически развитой, творчески мыслящей личности. Лесгафт соб­рал, систематизировал и классифицировал огромное количество игр. Он создал оригинальную методику преподавания характеристика подвижных игр, в основу которой была положена активность характеристика подвижных игр самостоятельность играющих. Лесгафта внесли фундаментальный вклад в создание отечественной прогрессивной системы физического воспитания, и в особенности теории и методики игр. В своих основных положениях его идеи не потеряли своего значения и в наши дни. В последующие годы эти идеи характеристика подвижных игр развивать многие уче­ные. Сеченов в своем труде «Рефлексы головного мозга» показал прямую зависимость между игровыми движениями младенца и форми­рованием процесса мышления, познанием внешнего мира. Поэтому они, считал он, должны занять значительное место в режиме дня школьника, а врачи должны специально изучать их как «отдельную отрасль педиатрии». Особенно интенсивно вопросы научного обоснования теории и ме­тодики игр разрабатывали советские ученые, и в первую очередь Благодаря их работам подвижные игры получили полное признание как средство всестороннего физического воспитания детей, характеристика подвижных игр доступное и соответствующее особенностям их анатомо-физиологического и психологического развития. Воспитательное значение игр нашло свое полное раскрытие в идеях Главная ценность игры и ее спе­цифическое отличие состоят в том, что она представляет собой коллек­тивную деятельность и, следовательно, учит общественным отно­шениям. Крупской,—отводит слишком мало характеристика подвижных игр игре, сразу навязывая ребенку подход взрослого человека. Чтобы воспитать детей высокодисциплинированными, инициатив­ными, настоящими коллективистами, нужно шире использовать игры. Детские игры, преимущественно рус­ские. Совместные действия помогают познать себя, понять друг друга и ук­репляют дружбу между ребятами. Особенно высоко ценила Круп­ская самостоятельные игры детей. В них ребенок учится «взвешивать обстоятельства», преодолевать трудности, подчинять свои действия интересам всего коллектива. Есть игры, которые не соответствуют нашей коммунистической морали, вызывают ажиотаж, прививают отрицательные качества. И есть игры, которые помогают воспитать активность, инициативу, уважение к товарищам, сознательную дисциплину. Эффект воспитательного воздействия во многом определяется ролью руководителя, его умением вести игру. Излишняя регламентация мешает воспитанию сознательной дисцип­лины, подавляет инициативу, лишает игру ее эмоциональности. К- Крупская рекомендовала руководителям хорошо изучить исполь­зуемую игру, обеспечить в ней условия для самостоятельной характеристика подвижных игр и учитывать возрастные особенности, чтобы правильно дозировать нагрузку. Характеристика подвижных игр именем выдающегося советского педагога Макаренко свя­зано дальнейшее развитие теории и практики использования игр в вос­питательной работе с детьми. Именно он возвысил роль игровой дея­тельности в формировании личности, поставив ее в один ряд с трудовой, учебной и общественной деятельностью. Разработав стройную систему использования разнообразных игр характеристика подвижных игр, спортивных, военизи­рованныхон дал в руки педагогов самый эффективный метод воспи­тания навыков общественного поведения. Особенно велико значение выдвинутого им принципа сочетания труда и »гры. Игра, по мнению Макаренко, тот же труд. Поэтому качества, приобретенные в игре, легко и незаметно характеристика подвижных игр в привычку, если игры детей постоянно чередуются с посильным трудом. Подтвержденная практическим опытом работы плодотворность такого направления позволила Давний и глубоко осознанный интерес к играм передовой части русских ученых, получивший дальнейшее развитие в годы Советской власти, послужил основой ддя формирования прогрессивной, научно обоснованной системы использования характеристика подвижных игр как средства характеристика подвижных игр воспитания. Тщательный отбор игр, систематическое их исполь­зование и проведение под руководством квалифицированных препода­вателей позволяют добиваться больших результатов в воспитании. В то же время широкое применение игрового метода повышает общую эффективность обучения физическим упражнениям. Учет возрастных особенностей и проведение игр в сочетании с другими характеристика подвижных игр физи­ческих упражнений оказывают благотворное влияние на развитие организма и физическую подготовку детей и подростков. В советской системе физического воспитания играм отведено одно из основных мест. С их помощью решается широкий круг задач. Ис­пользование игр в дошкольных и школьных учреждениях помогает решить массово-оздоровительные и образовательные задачи. Кроме того, с успехом решаются задачи агитационно-пропагандистские. Спомощью телевидения многомиллионная армия школьников приоб­щается к интересным и вполне доступным формам спортивных развле­чений — к участию в соревнованиях по подвижным играм в рамках состязаний «Спортландия», «Веселый час». В наше время исключительное значение приобретает своевремен­ное знакомство детей со спортом, что позволяет им заранее характеристика подвижных игр свой выбор. Решению этих спортивно-образовательных задачв нема. В нашей стране ставшие традиционными соревнования на приз клубов «Кожаный мяч», «Золотая шайба» и т. Задачам военно-патриотическоговоспитания отвечает проводимая по инициативе Характеристика подвижных игр ВЛКСМ всесоюз­ная игра «Зарница». Она помогает делу воспитания молодежи на ре­волюционных и боевых традициях старшего поколения, а также поз­воляет приобретать прикладные навыки, необходимые для защиты Родины. Детство — время игр, поэтому процесс физического воспитания де­тей и подростков неотделим от игры. Игровой метод в этот период за­нимает ведущее место, приобретая характер универсального метода физического воспитания. Чем младше возраст, тем больше значение игры. В дошкольном возрасте игровая деятельность — это основной вид. Важнейшие задачи воспитания детей в таком возрасте решаются с помощью широкого круга подвижных игр. В до­полнение к ним используют общеразвивающие упражнения, ходьбу, бег и простейшие метания. В младшем характеристика подвижных игр возрасте игры по-прежнему занимают основ­ное место среди физических упражнений. Особенно велик их удельный вес в 1—2-х классах. С помощью игр преподаватели физического вос­питания успешно проводят обучение новым движениям и закрепляют изученные ранее. В 3—4-х классах игры дополняют всевозможными общеразвиваю-щими упражнениями и специальными упражнениями из легкой ат­летики, характеристика подвижных игр, лыжного спорта и плавания. При обучении этим упражнениям подвижным играм характеристика подвижных игр важная роль активного средства закрепления и совершенствования изучаемых движений. Наряду с простыми некомандными играми в этот период начинают использовать и несложные командные. Многие из них являются подво­дящими к спортивным играм. В физическом воспитании учащихся средней школы 5—10-е классы подвижные игры используют уже меньше. Здесь ведущее значение при­обретает обучение другим физическим упражнениям. Игры применяют для развития двигательных качеств и характеристика подвижных игр двигатель- ных навыков, а также в качестве подготовительных при обучении тех­нике характеристика подвижных игр тактике спортивных игр, которые становятся особенно популяр­ными именно в этот период. Несмотря на все богатство содержания, одни игры не могут решать-весь круг воспитательных и образовательных задач. Поэтому обяза­тельным условием эффективного применения игр становится их соче­тание с другими характеристика подвижных игр физических упражнений. В детских садах, школах и учебных заведениях, домах отдыха и спортивных секциях — везде играм принадлежит свое, вполне опре­деленное место. Игры включают в специальные занятия и уроки для-решения основных задач. В этом случае они проводятся под руководст­вом педагога, приобретая организованную форму. Игры могут прово­диться как самостоятельные мероприятия на переменах, пионерских сборах, вечерах и праздниках. В этом случае активная роль принад­лежит обычно самим ребятам игры приобретают самодеятельную внеурочную форму. Особое место занимает игра в семье. Организованные родителями в свободное время занятия подвижными играми могут характеристика подвижных игр исключи­тельно важными в воспитании детей вне школы. Специально организу­емые игры на домовых площадках помогают изжить детскую безнад­зорность, улучшают условия для здорового отдыха и восстановления сил и способствуют вовлечению школьников в спортивные секции. Подвижные игры как средство физического воспитания отличаются рядом характеристика подвижных игр. Наиболее характерные из них — это активность и самостоятельность играющих, коллективность действий и непрерыв­но меняющиеся условия деятельности. Деятельность играющих подчинена правилам игры, регламенти­рующим их поведение и отношения. Правила облегчают выбор тактики действия и руководство игрой. Взаимоотношения между играющими определяются прежде всего содержанием самой игры. Различие в отношениях позволяет выделить две основные группы — некомандные и командные игры. Существует еще небольшая группа промежуточных игр — переходных. Некомандные игрымогут быть подразделены на игры с водящими и без водящих. Точно так же командные игрыделят на два основных вида: игры характеристика подвижных игр участием всех играющих игры с пооче­редным участием эстафеты. Командные игры различают и по признаку единоборства играющих. Существуют игры без соприкосновения с соперником и с вступлением сним в борьбу. Еще более детальная классификация игр основывается на их деле­нии по двигательным действиям. Различают игры имитационные с под­ражательными движениямис перебежками, с преодолением препят­ствий, с мячом, с палками и другими предметами, с сопротивлением сориентировкой по слуховым и зрительным сигналам. Особую группу составляют музыкальные игры,использующие действия характеристика подвижных игр музыку танцы, пение. Очень специфичны игры на местности,требующие специальной подготовки; они довольно сложны для проведения. В последнее время все большую популярность приобретают разно­образные подготовительные игры,упрощенное характеристика подвижных игр которых делает доступным для детей раннее знакомство с такими спортивными играми, как футбол, баскетбол, хоккей, теннис и др. Каждая игра, выбранная в целях физического воспитания, обяза­тельно должна обеспечить решение максимально возможного числа образовательных, воспитательных и оздоровительных задач. Систематическое их применение расширяет двигательные возможности и обеспечивает полноценное освоение «школы движений», куда прежде всего входят бег, прыжки, метания. Эти жизненно необходимые навыки под влия­нием игровых условий превращаются в умения, значительно расширя­ющие возможности их применения в самых различных целях и соче­таниях. Под влиянием присущего игре состязания значительно активнее развиваются физические качества, и прежде всего быстрота, ловкость, сила, выносливость. Все это способствует формированию двигательной сферы детского организма. Одновременно совершенствуются восприятие и реагирование — качества, очень важные в повседневной жизни. Вместе с ними развиваются способности к анализу и принятию решений, что поло­жительно отражается на характеристика подвижных игр оперативного мышления и умственных процессов вообще. Таким образом, под влиянием игровых условий приобретается способность к правильному действию. Воспитательное значениеигр тесно связано схарактером двигатель­ной деятельности, протекающей в меняющихся условиях и при актив­ном сотрудничестве играющих. Суть игры — борьба спрепятствиями, возникающими постоянно и в самом разнообразном виде. Поэтому она вызывает сильную психическую реакцию. Умелое руководство поведе­нием играющих в этих условиях способствует воспитанию морально-волевых, нравственных качеств личности. Среди них наиболее активно формируются такие, как коллективизм, дисциплинированность, орга­низованность, инициативность, решительность, смелость, настойчи­вость. Важно и то, что применение игр позволяет педагогу раньше и пол­нее изучить своих воспитанников. В дальнейшем детей специально ставят характеристика подвижных игр условия, в которых необходимые положительные качества совершенствуются наиболее активно. С помощью игр проводится в жизнь ведущий принцип коммунистического воспитания — «в кол­лективе, для коллектива и через коллектив». Исключительно велико и оздоровительное значениеигр. Разно­образная активная двигательная деятельность, сопровождающаяся проявлением положительных эмоций, уже сама по себе представляет исключительно благоприятный вид физических упражнений. Одно­временно снепосредственным влиянием нагрузки играющие подвер- гаются воздействию и естественных сил природы: солнца, воздуха, воды. В ходе игры нагрузка дозируется не только руководителем, но и самими участниками. Это исключает возможность перенапряжений. Поэтому систематические занятия играми укрепляют внутренние ор­ганы, характеристика подвижных игр функциональную деятельность организма, обес­печивают правильное физическое развитие и укрепление здоровья занимающегося. Таким образом, игры позволяют добиваться разностороннего воз­действия и как следствие — гармоничного воспитания. Широкое применение их обеспечивает полноценное решение задач коммунисти­ческого воспитания. Выбор игр всецело определяется конкретными задачами и усло­виями их проведения. Для каждой возрастной группы характерны свои особенности в выборе и методике проведения игры. Дети младшего школьного характеристика подвижных игр особой подвиж­ностью, постоянной потребностью кдвижению. Однако при выборе игр нужно помнить, что их организм не готов к перенесению длитель­ных напряжений. Их силы быстро истощаются, но довольно быстро и восполняются. Поэтому для младших школьников игры не слишком длительны. Они обязательно должны прерываться паузами для от­дыха. Для учащихся 1—2-х классов еще недоступны игры со сложными движениями и взаимоотношениями между играющими. Их больше привлекают игры имитационные, сюжетного характера. Характеристика подвижных игр в коллективе для них сложны, поэтому характеристика подвижных игр больше нравятся игры спро­бежками, увертываниями от водящего, прыжками, ловлей характеристика подвижных игр бросанием мячей и разнообразных предметов. В возрасте 9— 10 лет 3— 4-е классы у детей наблюдается заметное улучшение координационных возможностей. Прибавка в силе, быстро­те, ловкости и выносливости, более совершенное управление своим телом и лучшая приспособляемость организма к физическим нагрузкам делают доступными для детей этого возраста игры довольно сложного содержания. В психике детей 9—10 лет также происходят изменения. Увеличе­ние силы и подвижности нервных процессов влечет за собой повышение устойчивости внимания и -интересов детей. Развитие оперативного мышления обеспечивает решение более трудных тактических задач. Это особенно важно, поскольку в таком возрасте детей начинают ин­тересовать игры с соревнованием не между отдельными участниками, а между игровыми коллективами. Игры мальчиков и девочек 9—10 лет существенно неотличаются. Но все же мальчики более склонны к играм с элементами единоборства, взаимовыручки и борьбы за мяч. Девочки предпочитают спокойные игры, с ритмичными движениями и точными действиями с предметами, смячом и пр. Особой любовью детей этого возраста пользуются игры смячом, с бегом, прыжками через препятствия и метанием различных мелких предметов, а также военизированные игры на местности. Более выраженным ' здесь оказывается и элемент игрового соревнования. Игры учащихся 5—8-х классов заметно отличаются от игр младших школьников. Сокращаясь по количеству, они в то же время значи­тельно усложняются по содержанию. Произошедшие изменения пол­ностью объясняются особенностями возрастного развития. Глубокие перестройки в организме характеристика подвижных игр несколько замедляют совершенствование его двигательных функций. Расстройство коорди­нации часто сопровождается некоторыми ухудшениями деятельности сердечно-сосудистой и других функциональных систем организма. Наблюдающееся в ряде случаев повышение возбудимости центральной нервной системы проходит характеристика подвижных игр ростом силы тормозных процессов и функ­циональным созреванием головного мозга. Это находит свое отражение в психике подростков, поведение ко­торых отличается неустойчивостью, резкими сменами настроения, внезапностью решений. Проявляющаяся в таком возрасте зрелость и самостоятельность мышления, объясняющаяся усилением роли вто­рой сигнальной системы, делает для подростков доступной сложную тактику командных игр. В их игровой деятельности еще много элементов, характерных для предшествующего возрастного периода приверженность к сюжетным играм, конфликтность в коллективе, острота реагирования на резуль­тат игры и т. Подростков интересуют игры со сложными сюжетными линиями, отра­жающие дух героической романтики и открывающие возможности к самостоятельной творческой деятельности в игре. Их захватывает сам процесс сложного тактического единоборства. Постоянное стремле­ние к характеристика подвижных игр объясняет то предпочтение, которое подростки характеристика подвижных игр спортивным играм играм близким к ним по своему содержа­нию. Их интересуют также сложные эстафеты с преодолением препят­ствий, игры типа «задания» где способ действия выбирают сами участ­никис борьбой и сопротивлением, выручкой и взаимопомощью. Интенсивность и продолжительность игр подростков гораздо боль­ше, чем младших школьников. Поэтому в играх с большим нервным и физическим напряжением нужно с особой тщательностью следить за реакцией играющих, не допуская перевозбуждения и усталости. Хотя в этом возрасте мальчики и девочки по-прежнему часто игра­ют характеристика подвижных игр, в их игровой деятельности резко обозначаются отличия. Девочек больше привлекают игры, требующие ловкости и точности движений, и особенно с танцами и хороводами. Юноши и девушки 16—17 лет достигают характеристика подвижных игр уровня физиче­ского развития и обладают большим двигательным игровым опытом. Поэтому спортивная подготовка здесь выдвигается на первый план. Использование подвижных игр помогает решению этой главной задачи. Играя, юноши и девушки главное внимание сосредоточивают на тактике и результатах своих действий. В выборе тактики и путей до­стижения победы они проявляют большую самостоятельность. Многие из них с удовольствием берут на себя роль руководителя, капитана команды, организуя согласованные действия своего коллектива. Юношей больше интересуют игры, где есть возможность проявить силу и ловкость. Всевозможные эстафеты, игры с сопротивлением, со сложными заданиями на координацию, ловкость и быстроту дейст­вий характеристика подвижных игр среди них особой популярностью. При проведении игр с юношами и девушками следует помнить, что процессы формирования организма еще не закончены. Поэтому характеристика подвижных игр их и регулирование нагрузки очень важны. Несмотря на то что интенсивность игровой деятельности может быть значительно уве­личена, она все же не может приравниваться к напряженности дейст­вий взрослого человека. Программой физического воспитания детей предусмотрено преиму­щественное распределение игр по годам обучения. При этом игры сгруп­пированы по признакам ведущего двигательного действия табл. Методика проведения подвижных игр определяется характеристика подвижных игр и за­дачами, которые решают с их помощью. Всестороннее воспитание и гармоничное развитие занимающихся может быть достигнуто только в процессе многолетнего, систематического и правильно организован­ного обучения подвижным играм. Ведущая роль в этом принадлежит преподавателю. Организуя обучение, преподаватель должен стремиться: воспитывать у занимающихся высокие морально-волевые качества; укреплять их здоровье и способствовать правильному физическому развитию; содействовать формированию жизненно важных двигательных на­выков и умений. Не нашли нужную информацию? Воспользуйтесь поиском по google: studopedia. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения использования!



copyright © prime21.ru