Библиотека, читать онлайн, скачать книги txt

БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА

МЕЧТА ЛЮБОГО


Характеристика словесных методов обучения

В данном посте очень качественно и подробно рассмотрены словесные методы обучения. Словесные методы обучения — это наиболее распространенная группа методов обучения, применяется по всем школьным предметам и обслуживающая все ступени и формы обучения. Источником получения знаний здесь является «слово», устное живое, услышанное по радио и телевидению, записанное на магнитную пленку, видеокассету и на сайт — интернета, произносимое самими учащимися и печатное. Слово стимулирует активную деятельность второй сигнальной системы учащихся, обеспечивает высокую культуру слуховых восприятий слушание и мышления думаньетребует умений анализа и синтеза, конкретизации и противопоставления, суждения и умозаключения, развивает навыки чтения, устную и письменную речь. Группа словесных методов включает такие виды: рассказ, школьная лекция слушание учащимися публичных выступлений, записей на магнитную ленту и видео пленку, по радио и телевидению и др. Рассказ — это изложение вопроса, основанное на ярком образном фактическом материале. Учитель как бы «рисует» словом живые образы действительности. Однако рассказ содержит и элементы обобщений. Продолжительность его обычно от 10-20 мин. Чаще всего применяется в обучении по гуманитарным дисциплинам, особенно в младших классах, реже в средних и как исключение в старших. Его содержание не ограничивается учебником. Обычно он включает примеры, взятые из жизни, выдержки из художественных текстов, риторические вопросы и восклицания, обращение к слушателям. Рассказ требует от учителя высокой эмоциональности и красочности, мимики, жестов. Это придает ему особую силу воздействия на слушателей. Рассказ подразделяется на: художественно-литературный; описательный; повествовательный о жизни и деятельности ученых, писателей и т. В опыте передовых учителей на уроках по разным предметам все чаще применяются воображаемые характеристика словесных методов обучения и экскурсии: по истории к местам исторических событий, в музи, к памятникам древности, в прошлое и будущее человечества; по географии в разные города и страны, вокруг земли по экватору или меридиану; по литературе на родину писателя или героя; по биологии на дно морское, в далекое прошлое и т. Мысленные экскурсии и путешествия придают рассказу романтическую окраску, что импанирует учащимся средних классов. Под объяснением понимается истолкование понятий, законов, правил при широком использовании вычислений, наблюдений и характеристика словесных методов обучения. Важную роль при этом играют логические рассуждения и доказательства. Объяснение может быть научным, деловым, анализирующим, доказательным техническим. Оно требует экономных, точных формулировок, аргументированных выводов. Объяснение тесно связано с разъяснением, пояснением, расшифровкой, толкованием понятий. Здесь большое значение, чем при пересказе, имеет непосредственная проверка хода формирования понятий у школьников, обращение к ранее усвоенному. Инструктаж - это разъяснение хода предстоящих работ, приемов выполнения заданий, предупреждение о возможных ошибках по технике безопасности на уроках технологии или во время выполнения лабораторных работ по физике, химии, биологии и т. От объяснения инструктаж отличается большей практичностью, конкретностью и краткостью. В процессе обучения технологии, черчению и рисованию инструктаж сочетается с показом приемов выполнения работ, нередко уступает ему место. Впрочем, это имеет место и при организации лабораторных работ. Инструктаж может быть: вводным вступительнымтекущим характеристика словесных методов обучения заключительным. Текущий инструктаж бывает фронтальным индивидуальным. Он тесно связан с разъяснением, объяснением и показом приемов выполнения действий. Как правило, инструктаж сопутствует практическим занятиям, экскурсиям и другим формам обучения. Нередко применяется письменный инструктаж задания, инструкционные карты и т. Лекция — наиболее сложный вид изложения учебного материала, в основе которого лежат одна -две ведущие идеи или проблемы. Лекция отличается от рассказа и объяснения глубиной и широтой охвата материала, а также продолжительностью. Применяется чаще всего на уроках гуманитарного цикла при обзоре событий, положений. Лекция включает сообщение о характеристика словесных методов обучения и жизненных фактах, истории вопроса, логические доказательства и выводы, цитаты и выдержки из докуметов. Она глубоко и разносторонне раскрывает объективные закономерности действительности, подводит учащихся к мировоззренческим выводам. Положения, выдвинутые в лекции, глубоко обосновываются фактическим материалом, статистическими и характеристика словесных методов обучения данными. Продолжительность лекции достигается 30-40 мин. Обычно лекция подкрепляется самостоятельной работой учащихся над рекомендованной литературой. Различают: вводные, текущие, итоговые обобщающие, систематизирующие и обзорные лекции. Наиболее сложными для восприятия и осмысления являются лекции подытоживающего характера, углубляющие и систематизирующие полученные ранее знания. В лекции обычно находят место описание, сравнение, разъяснение и расшифровка терминов и новой лексики, рассмотрение фактов и обобщения их, сообщение систематических знаний, полемики, цитирование первоисточников. Устное изложение знаний в лекции позволяет учителю обеспечить идейную направленность обучения, будит мысль и чувства учащихся, что вносит в образовательную работу высокий эмоционально-волевой настрой, характеристика словесных методов обучения любознательность, вызывает порыв к действию, а также служит образцом правильной речи, рассуждений и обоснованных выводов. Но нельзя универсализировать слово учителя. Обязанность учителя использовать во время лекции технические аудио — видео средства, различные другие методические приемы для активизации внимания и мышления учащихся. Сюда относятся: четкая постановка основного вопроса, сообщение плана лекции, деление материала на логические части, повторение, работа над терминами, фиксация на доске упомянутых дат, фамилий. Необходима обязательная краткая запись лекции. Беседа - вопросно-ответный метод обучения, сочетается слово учителя и учащихся, предполагает у последних наличие определенных знаний. Используется характеристика словесных методов обучения всех классах, с 1-го по 11-й. Однако содержание и характер бесед при этом усложняется. В зависимости от дидактических задач различают: вводные, повторительные, заключительные, закрепляющие, учетные беседы. Беседа может носить эвристический и воспроизводящий характеристика словесных методов обучения. В первом случае вопросы учителя направлены на то, чтобы вызвать активную мыслительную деятельность у школьников, побудить их самостоятельно решить поставленную задачу. Воспроизводящая беседа направлена на получение ответов, содержащих заученные учениками формулировки хронологические даты. Она носит характер повторения знаний. Подготовка учащихся к беседе обеспечивается предварительным наблюдением за определенными явлениями, чтением рекомендованных источников, обзором материала по плану, данному учителем. При проведении беседы учитель путем логической системы вопросов ведет учащиеся от одного звена рассуждений к другому. Этот упорядоченный характеристика словесных методов обучения, направляемый учителем, обмен сведениями и мыслями учащихся, в характеристика словесных методов обучения, которого происходит обогащение знаний, формируются новые понятия и формулируются выводы. Ценность беседы — в коллективной мыслительной деятельности учащихся. В ней принимает участие весь класс, каждый ученик. Вопросы ставит не только учитель, но и учащиеся. Высокий образовательный и воспитательный эффект беседы обеспечивается прежде характеристика словесных методов обучения содержанием и характером вопросов: вопросительными и подсказывающими, наводящими и полемическими, анализирующими и обобщающими и т. Эффект беседы во многом зависит также от умения учителя правильно и разнообразно формулировать вопросы, определить их логическую последовательность, адресовать характеристика словесных методов обучения учащимся с учетом их индивидуальных особенностей. Беседа, носящая характер рассуждений, в старших классах выливается нередко в дискуссию борьбу мнений, принципиальный спор. Метод работы с книгой — среди других методов занимает важное место словари, справочники, журналыгде источником получения знаний является печатное характеристика словесных методов обучения. Психологически работа с печатным словом опирается на представление учащихся, воображение, мышление. Вне урока она не стеснена темпами и сроками, развивает познавательные интересы и склонности, совершенствует эстетические вкусы и духовные потребности учащихся. Работа с книгой проводится на всех ступенях обучения. Приемы работы с книгой зависят от возраста учащихся: В младших классах учащиеся учатся понимать и запоминать текст, группируют вокруг прочитанного ранее усвоенное, оценивать его с точки зрения практики. В средних и старших классах приобретают умение читать выразительно, анализировать и фиксировать прочитанное, использовать словари и справочники. Чтение используется как средство приобретения новых знаний. Познавательные и вербальные игры — загадки, викторины, шарады, ребусы, кроссворды, ситуативные игры, игры в угадайку и др. Используются в младших и средних классах. Они занимают на уроке 2-3 минуты и характеристика словесных методов обучения когда необходимо передышка, разрядка, облегчающая восприятие сложного материала. В поиск и составление занимательного материала могут быть вовлечены сами учащиеся. Это повышает их активность в обучении. Словесные методы используются в преподавании всех учебных предметов. В изучении гуманитарных наук они характеристика словесных методов обучения ведущими. Недооценка устного изложения на уроке труда, черчения, живописи и музыки придает деятельности учителя механический, а иногда и автоматический характер, ограничивает возможности развития технического мышления, творческих способностей школьников. Словесные методы обучения предъявляют большие требования к речи учителя и учащихся. Она должны быть культурной и грамотной, лаконичной и образной, четкой и понятной; голос — достаточно громким, произношение четким, тон не очень низкий, но и не высоким.



copyright © prime21.ru